Лечение  — тип работы, выполняемый врачами (назначаются в меню «Работа»). Одновременно является навыком.

Базовая медицинская работа включает в себя лечение ран и болезней. Лечение ран останавливает кровотечения и уменьшает шанс заражений, а лечение болезней замедляет их развитие и даёт возможность иммунной система догнать и перегнать болезнь, развив иммунитет.

Качество лечения[править | править код]

Каждая вылеченная травма/болезнь имеет своё качество лечения от 0 %-100 %. Более высокое качество увеличивает скорость излечения ран и скорость развития иммунитета к болезням, а также уменьшает шанс заражения и замедляет развитие болезней.

После каждой вылеченной травмы/болезни появится сообщение о том, что она залечена и качество её лечения (за один раз генерируется только одно сообщение, даже если вылечено сразу несколько увечий).

Для повышения качества лечения оборудуйте больницу больничными кроватями и мониторами жизненных показателей, развлекайте пациентов телевизорами. Для уменьшения шанса заражения рекомендуется уложить пол из стерильной плитки и проводить регулярные уборки.

Стратегии лечения[править | править код]

Чаще всего лучше использовать лучшего врача(-ей) из всех Вам доступных. Это нужно для обеспечения максимальной эффективности лечения и шанса выживания колонистов.

Приоритеты[править | править код]

Вам следует давать задания врачам лечить пациентов в зависимости от серьёзности травм:

  1. Колонисты с кровотечениями должны получать лечения первыми так как они могут потерять много крови и умереть или получить заражение(-я). Всегда лечите первыми колонистов, близких к смерти.
    • Колонистов, у которых время до смерти менее 1 часа, в общем-то не стоит пытаться спасти, разве что только у Вас есть бионик-врач, который успеет перенести и залатать пациента до его смерти.
    • Альтернативой может стать лечение прямиком на поле боя и без медикаментов путём размещения «места для сна» с параметром «медицинская кровать». Такой способ срабатывает не всегда, но если врач достаточно опытен, он успеет перевязать самые большие раны до того, как пациент истечёт кровью. Из недостатков - низкое качество лечения (раны долго заживают и огромный шанс занести инфекцию).
    • Разденьте их до их смерти чтобы их одежда не получила дебафф «одежда с трупа».
    • Колонистов, которые очень близки к смерти (1-4 часа до смерти), должны лечить лучшие врачи.
    • Колонистов, с временем до смерти около 5-8 часов, могут лечить обычные врачи или хорошие врачи без использования медикаментов.
    • Колонисты, с временем до смерти 12 часов и более, могут подождать.
  2. Колонисты, которые больны смертельными болезнями, должны быть приоритетными для лечения (особенно с заражениями или чумой).
  3. Не кровоточащие колонисты могут подождать: у них очень малый шанса получения заражения или инфекции.

Распределение медикаментов[править | править код]

По умолчанию врачи всегда будут пытаться использовать лучшие доступные медикаменты. Для противодействия этому поставьте в меню «здоровье» колонистов обычные медикаменты. Передовые медикаменты лучше использовать только, если колонист без сознания от быстроразвивающейся болезни и у Вас нет приличного доктора или предстоит сложная операция.

Также можно вручную запретить определённые медикаменты — врачи будут вынуждены использовать менее эффективные и Вы сможете оставить лучшие медикаменты на потом.

Вам стоит пытаться разделить медикаменты на несколько стаков. Если врач собирается лечить кого-то, а другой врач уже идёт брать медикаменты из стака, то врач пойдёт брать медикаменты из другого стака, а если другого стака нет — он будет пытаться вылечить колониста без медикаментов. Для борьбы с этим, Вы можете вручную заставить врача взять медикаменты из другого стака.

Расположение[править | править код]

Медикаменты всегда лучше класть рядом с больницей. Не кладите их прямо внутри больницы (упадёт параметр «красота»), если только вы не собираетесь построить стеллаж и положить их туда.

Если у Вас есть пациент, требующий незамедлительной помощи, и врач, стоящий рядом со стаком медикаментов. Вы можете приказать врачу лечить данного пациента: он сразу начнёт его лечить и не будет тратить время на взятие медикаментов (это позволит вам сохранить время).

Виды лечения[править | править код]

Лечение условно разделено на 5 видов: не лечить; лечить без медикаментов, лекарственными травами, медикаментами, лечить передовыми медикаментами.

Опция «Без медицинской помощи» предотвращает получение пешками любой медицинской помощи, обычно оставляя их умирать от ран.

Лечение без использования медикаментов[править | править код]

В случае нехватки медикаментов, врач будет пытаться вылечить пациента самостоятельно. Важно: проводить операцию при отсутствии препаратов невозможно. Сама скорость лечения также будет низкой.

Медицинский потенциал Цена Вес
30 % Нет Нет
Навык «Медицина» 0 3 6 9 12 15 18 20
Базовое среднее качество 6 % 15 % 24 % 31,5 % 36 % 40,5 % 45 % 46,5 %

Лечение с использованием медикаментов[править | править код]

Медикаменты улучшают качество лечения, и, следовательно, ускоряют реабилитацию колониста; позволяют проводить операции. Обладают очень полезной особенностью: они позволяют лечить сразу несколько ран (в зависимости от их серьёзности).

Лекарственные травы[править | править код]

Herbal medicine.png

Лекарственные травы добываются из лечебного корня, присутствуют в ассортименте племенных торговцев. Рекомендуется для лечения мелких и средних ран, гриппа, хронических заболеваний. Плохое решение для проведения операции.

Медицинский потенциал Стоимость (серебро) Вес (килограмм)
60 % 10 0,35
Навык «Медицина» 0 3 6 9 12 15 18 20
Базовое среднее качество 12 % 30 % 48 % 63 % 72 % 81 % 90 % 93 %
Базовый шанс успеха операции 12 % 30 % 48 % 55,2 % 57 % 57,9 % 58,8 % 59,4 %

Медикаменты[править | править код]

Medicine.png

Медикаменты являются эталонным стандартом для лечения. Синтезируются на химической лаборатории при совмещении лекарственных трав, нейтроамина и ткани. Продаётся чужестранцами. Иногда имеют при себе пираты или наёмники.

Из-за своей эффективности годятся для лечения любых недугов. Оперирование с использованием медикаментов более успешно, и зачастую увеличиваются к максимуму при использовании хирургом go-сока или люциферия.

100 % 18 0,5
Навык «Медицина» 0 3 6 9 12 15 18 20
Базовый шанс успеха операции 20 % 50 % 80 % 92 % 95 % 96,5 % 98 % 99 %

Передовые медикаменты[править | править код]

Glitterworld medicine-0.png

Самые эффективные из всех 3 типов медикаментов в игре. Производятся лишь в мирах-утопиях, из-за чего колонии для создания недоступны. Несмотря на высокую цену, это единственный из всех медикаментов, увеличивающий медицинский потенциал. Естественно, должны использоваться лишь в серьёзных случаях вроде замены частей тела.

Если болезнь развилась слишком далеко, а времени остаётся мало, здесь-то передовые медикаменты и нужны.

160 % 50 0,5
Навык «Медицина» 0 3 6 9 12 15 18 20
Базовый шанс успеха операции 32 % 80 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

Сыворотки[править | править код]

Сыворотка исцеления[править | править код]

Healer mech serum.png

Сыворотка исцеления получается только по ходу выполнения заданий (иногда является наградой). Можно сразу же приказать пешкам использовать её или назначить в меню «Здоровье» > «Операции». Моментально исцеляет самое опасное заболевание/травму (с несколькими исключениями). Если колонист не имеет отклонений здоровья, сыворотка используется впустую.

При лечении парных органов (почки, глаза, уши) будут вылечены сразу оба органа. Пример: сыворотка вылечит катаракту сразу в 2 глазах, но при потере 2 глаз будет «отращен» лишь 1 из них.

Не может вылечить: зависимость от люциферия, отрастить потерянные конечности, если на их месте установлены протезы, избавить от толерантности к наркотикам.

От всего остального, включая кровотечение, недоедание, гипотермию и тепловой удар, травмы от токсичных осадков, слабость, психоз воскрешения, сыворотка исцеляет.

Советы:

  1. Лучше всего при повреждении/деменции мозга или слабости.
  2. Восстанавливает позвоночник или таз, что важно по многим факторам.
  3. Выводит из состояния шока. Полезно, если на поле боя погибает важный персонаж.

Порядок лечения состояний:

Сыворотка будет лечить состояния в зависимости от их опасности в этом порядке:

  1. Отсутствующие конечности
    • Ноги > плечи/руки
  2. Отравление токсинами
  3. Болезни, в порядке их опасности
  4. Слабость
  5. Болезнь Альцгеймера
  6. Деменция
  7. Шрамы мозга
  8. Отсутствующие органы
    • Лёгкие > почки
  9. Наркотическая зависимость
  10. Шрамы в других местах

Примечание:

Игра не обязательно определяет опасность состояний также, как и игрок. Это может привести к лечению «не нужного» состояния (т.к. сыворотка лечит лишь что-то одно). Пример: сильно развившаяся болезнь с развитым иммунитетом к ней определяется игрой более опасным состоянием, чем Болезнь Альцгеймера в начальной стадии, не смотря на то, что последнее не излечимо, а к болезни уже развит иммунитет и она уже не представляет какой-либо опасности. Всегда стоит внимательно проверять состояние здоровья пешки перед применения сыворотки.

Сыворотка воскрешения[править | править код]

Resurrector mech serum.png

Получается тем же способом, что и сыворотка исцеления. Может воскресить даже гниющие трупы, но не скелеты. Активируется следующим алгоритмом: выберите поселенца, который будет воскрешать труп > кликните правой кнопкой мыши на сыворотке > выберите цель. Колонист использует сыворотку, вернув к жизни, восстановив недостающие органы и убрав все проблемы со здоровьем (кроме травм мозга и зависимости от люциферия). Заменённые части тел под действие не попадают.

Использование на вражеском персонаже не сделает его дружелюбным к поселению. Он останется враждебен, но вернётся к жизни без сознания, и его будет просто арестовать.

Использование сыворотки не всегда проходит без последствий. После воскрешения пешки будут без сознания из-за «синдрома воскрешения». Возможны и другие последствия. Их шанс намного меньше, если сыворотка использована на свежем/хорошо сохранившемся трупе.

Возможные последствия сыворотки:

  • Деменция
  • Слепота
  • Психоз воскрешения (становится видимым через 10 дней после воскрешения)

Для всего вышеперечисленного начальная вероятность появления 2%, постепенно увеличивающаяся до 80% после 5 дней гниения.

Важно: животные (питомцы в том числе) могут съесть труп. Важно ограничить их от этого.

Врачи[править | править код]

Требования[править | править код]

Лечение требует владение навыком «медицина» не менее 3 уровня. Колонисты, не способные/назначенные к переноске вещей, не могут быть врачами. Исключение — лечение без использования медикаментов.

Работа[править | править код]

Врачами осуществляются: лечение травм, болезней, проведение операций, забота о пациентах (кормление, развлечение). Способности врача зависят не только от уровня навыка, но и его состояния: здоровый персонаж с низким навыком медицины будет более успешным, чем, например, хороший доктор без руки или глаза. То же самое касается наркотических средств: трезвый медик лучше.

Врачи лечат других колонистов, гостей, домашних питомцев и пленников (опционально). Первым делом лечат более опасные травмы/заболевания, под конец оставляя мелкие ранения. Также лечат сами себя с эффективностью 70 % (отключено по умолчанию, активируется во вкладке «Здоровье»).

Влияние мастерства[править | править код]

Мастерство врача является самым важным при лечении. Оно напрямую увеличивает качество и скорость лечения.

Навык «Медицина»

1

2

3

4 5 6 7 8 9 10 11 12
Качество лечения

[сноска 1]

20 % 30 % 40 % 50 % 60 % 70 % 80 % 90 % 100 % 105 % 110 % 115 %
Скорость лечения

[сноска 2]

Шанс успеха операции

[сноска 3]

  1. после 12 уровня увеличивается на 5 %; с 18 на 2,5 %
  2. после уровня 12 увеличивается на 6 %; с 18 на 4 %; с 19 на 8 %
  3. после 12 уровня навыка на 0,5 %

Операции[править | править код]

Оперирование включает в себя удаление/вживление новых частей тела и удаления карцином. Любой врач может осуществлять большинство операций (удаление карцином требует навык «медицина» минимум 10). Для проведения операций требуется минимум лечебные травы, но лучше их не использовать для операций (если только Ваш хирург не является мастером своего дела).

Operations.png

Доступные цели[править | править код]

Врачи могут оперировать колонистов, гостей и заключенных. Осуществление любых насильственных операций на гостях (к примеру, удаление органов) разозлит их фракцию.

Приручённых животных также можно оперировать, хоть и ограниченно. Павших не прирученных животных также можно прооперировать, перенеся на спальное место животных.

Шанс успеха операции[править | править код]

Шанс успеха операции определяется несколькими факторами: навык врача, его работа, зрение (до 100 %), чистота комнаты и медицинский потенциал используемых медикаментов.

На улице шанс успеха равен 60 %, не смотря насколько чисто вокруг.

Все врачи имеют шанс ошибки минимум 2 %, не смотря на то, как идеальны все вышеизложенные факторы.

Название Формула Примечание
Влияние чистоты
  • Ч = 0,6 + (0,9 * ((ч + 5) / 10))
  • Ч = 0,6, если Ч < 0,6
  • Ч = 1,5, если Ч > 1,5
«Ч» — коэффициент чистоты комнаты;
«ч» — чистота комнаты.

Шанс успеха операции начинает исчисляться от кровати/места, которую(-ое) используют для операции.

Фактический шанс успеха операции У = (В * М) * Ч «У» — фактический шанс успеха операции;
«В» — шанс успеха операции врача;
«М» — медицинский потенциал и
«Ч» — чистота комнаты.

К примеру, у нас есть Казбек, здоровый врач с навыком «медицина» 5, вживляющий бионическую руку его колонисту-приятелю. Его базовый шанс успеха 70 %, и он использует обычные медикаменты с потенциалом 100 %. Больница, в которой проводиться операция, имеет «чистоту» 0 с чистым дощатым полом.

И если мы сложим всё вместе, то для получения результата нам необходимо разделить всё на 2 уравнения: чистота комнаты и вычисление фактического шанса успеха операции.

  • Ч = 0,6 + (0,9 * ((0 + 5) / 10)) = 1,05
  • У = (0,7 * 1) * 1,05 = 0,735

Поэтому Казбек имеет лишь 73,5 % шанса успешно завершить операцию.

Хирургическая ошибка[править | править код]

Если при операции происходит ошибка — оперируемый колонист получит урон, и материалы (включая протезы) будут потрачены в никуда. При незначительных ошибках урон будет сконцентрирован около оперируемой области, а при нелепых ошибках он может быть на теле где угодно.

В игре есть 3 типа хирургических ошибок:

  • Незначительные: наносят мало урона и не будут уничтожать любые части тела.
  • Катастрофические: наносят много урона и обычно сразу уничтожают части тел.
  • Нелепые: также наносят много урона, распределённого по всему телу.

В дополнении ко всему этому, каждая операция имеет шанс смерти пациента, подразумевая то, что если ошибка произойдёт — колонист тут же умрёт.

Органы[править | править код]

Органы могут быть заменены в случае крайней необходимости, но чтобы это сделать необходимо обладать запасными. Получить «запасные» органы можно у торговцев, либо более жестоким способом (у своих же колонистов или у пленников/рабов). Следует иметь в виду, что без одного легкого или почки колонист может жить, но удаление второго или другого непарного органа приводит к смерти.

Изображение Название Описание
Body part.png Лёгкое Важный орган дыхательной системы.
Body part.png Печень Играет важную роль в метаболизме.
Body part.png Почка Фильтрует и выводит отходы из организма.
Body part.png Сердце Снабжает кислородом и кровью все тело.